Тема: Современное производство и профессиональное самоопределение
1. Знакомство с проектами ваших сверстников:
«Кем быть?» |
Творческий проект по технологии
Тема: «Мой профессиональный выбор».
Выбор профессии – это большая ответственность, которую очень важно осознать как можно раньше. Я знаю много примеров того, как люди, имеющие диплом по какой-либо специальности всю жизнь занимаются совсем другим делом. Конечно, у каждого обстоятельства могут сложиться по разному: чаще всего выпускники техникумов и ВУЗов или не могут найти вакансию, или предприятию на вакантную должность требуется специалист с опытом работы. Ошибка в выборе профессии может привести к тому, что, занимаясь не своим делом, человек тяготится им, плохо справляется со своей работой и у него портится характер. И наоборот, самые счастливые люди, это те, кто получает удовольствие от своей работы, у них всё хорошо получается и это способствует успеху и карьерному росту.
Я задала вопрос своим родственникам, знакомым и соседям: какую профессию Вы выбрали бы сейчас, если бы можно было начать сначала? Из 12 человек только 5 ничего не стали бы менять. Остальные считают, что сделали неправильный выбор.
- Бабушка, которая работала в геологии, потом в торговле, затем ваннщицей в санатории сказала, что призвание её в растениеводстве, и, лучше бы она училась на агронома.
- Соседка работала много лет швеёй, но все знают, что у неё талант веселить и развлекать людей, однако, чтобы работать организатором досуга, надо было закончить «Культпросветучилище» или педагогический институт.
- Подруга бабушки закончила Институт иностранных языков, но работать по специальности не смогла и училась ещё раз на бухгалтера. Она сменила много мест работы, пока не вышла на пенсию. Теперь она считает, что учится надо было в Медицинском Институте.
Конечно, трудно загадать на 30 лет вперёд, ведь за эти годы может многое измениться, и многих профессий, которые имели люди 30 лет назад, уже не существует, благодаря развитию техники. И всё-таки, чтобы не жалеть потом, надо попытаться разобраться в себе и узнать как можно больше о разных профессиях. Этот проект будет моей первой попыткой в этом направлении.
2. Определение интересов и склонностей.
Мне нравятся многие профессии: журналиста, дизайнера, художника, археолога, психолога, искусствоведа, архитектора. Но я хорошо понимаю, что для творческих профессий у меня, возможно, не хватает таланта и способностей. Другие профессии предполагают учёбу и дальнейшую работу в крупных столичных городах, что потребует больших жертв и фанатичной целеустремлённости. Хорошо, что у меня есть ещё два года в запасе, и принимать решение надо не завтра.
3. Алгоритм моего профессионального самоопределения.
Учебник рекомендует начинать с составления опорной схемы размышлений.
4. Выработка идей, вариантов и альтернативы. Обоснование выбора
Я решила изучить три возможных варианта из интересующих меня профессий:
- программа максимум (мечта об увлекательной профессии связанной с наукой, исследованиями и экспедициями);
- программа минимум (в случае непоступления в ВУЗ или неблагоприятных обстоятельств, можно получить профессию в колледже);
- программа оптимальная (с учётом моих интересов и реальных возможностей очное обучение в ВУЗе).
В итоге я остановила свой выбор на трёх профессиях: археолог или учитель истории или закройщик.
Свой выбор я могу объяснить тем, что я люблю историю, с интересом смотрю телевизионные познавательные программы о развитии цивилизаций. Кроме того, мне нравится заниматься рукоделием – вышивать и шить. Этого, конечно мало, чтобы судить, подходят ли мне эти профессии, поэтому я решила собрать информацию о них.
5. Профессиограмма и анализ выбранных профессий.
Аспекты профессий.
| Археолог | Учитель истории | Закройщик |
Предмет труда
| Находки при раскопках | Дети | Материалы, ткани |
Цели труда
| Исследовательские | Преобразующие | Преобразующие |
Средства труда | Теоретические | Теоретические и функциональные | Ручные |
Условия труда | Работа на открытом воздухе в летнее время + бытовые условия зимой | Работа сидя или стоя в бытовых условиях | Работа стоя или сидя в бытовых условиях |
Характер общения в труде | Минимум общения | Работа с аудиторией | Обычный коллектив, клиенты |
Ответственность
| Невыраженная | Моральная | Материальная |
Особенности труда | Длительные экспедиции | Льготы | Законченный результат труда. |
Типичные трудности | .Проблемы трудоустройства | Нервное напряжение | Невысокий престиж работы |
Минимальный уровень образования для работы | Высшее образование, Аспирантура. | Высшее профессиональное | Начальное профессиональное |
Рабочий график и оплата труда | Ненормируемый. Фиксированный оклад. | В соответствии с расписанием уроков. Почасовая оплата. | 8 часовой рабочий день. Сдельная оплата труда. |
Возможности профессионального роста | Заведование кафедрой, ректор | Завуч, методист, директор. | Начальник цеха, зведование ателье. |
Рынок труда
| В крупных или старинных городах | Работу найти не легко | Работу найти не трудно |
Археолог
Общая характеристика профессии. Люди этой профессии работают в научно-исследовательских институтах, сначала в качестве аспирантов и младших научных сотрудников, а после защиты диссертации получают учёную степень и право на руководство исследовательской группой по конкретной теме. Археологи ищут вещественные подтверждения гипотез в истории древних цивилизаций. В тёплое время года они выезжают на раскопки древних поселений, собирают находки, описывают остатки древних строений. Зимой они обобщают результаты, делают выводы, рассматривают версии, составляют отчёты.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: увлечённость, наблюдательность, терпение, работоспособность, аналитический ум, логическое мышление.
Медицинские противопоказания: Общие заболевания сердечнососудистой системы, аллергические заболевания, болезни позвоночника и ног.
Требования к профессиональной подготовке: Высшее образование и специализация по истории древнего мира.
Пути получения профессии: в крупных городах и университетских центрах.
Родственные специальности: научный сотрудник музея, преподаватель ВУЗа.
Возможности частной предпринимательской деятельности: отсутствуют
Учитель истории
Общая характеристика профессии: Обучает школьников в соответствии с программами, применяет на уроках различные методы изучения материала и контроля знаний. Знает индивидуальные особенности учеников. Занимается воспитательной работой. Ведёт документацию – журналы, отчёты. Общается с учителями, учащимися, и родителями.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Высокая культура и ответственность, наблюдательность, справедливость, дисциплинированность, общительность, благожелательность, эмоциональная устойчивость и требовательность.
Медицинские противопоказания: Работа не рекомендуется людям, имеющим нервно-психические и серлечно-сосудистые заболевания и нарушения речи.
Требования к профессиональной подготовке: Специальное образование, знание педагогики и психологии.
Пути получения профессии: Получить образование можно в Педагогических ВУЗах Ставрополя, Карачаевска, Армавира и крупных городах и областных центрах.
Родственные специальности: обществоведение, граждановедение.
Возможности частной предпринимательской деятельности: репетиторство по патенту
Закройщик
Общая характеристика профессии: Работает с клиентами (приём заказов, снятие мерок, зарисовка модели, составление конструкции и моделирование, изготовление выкроек и раскрой изделия из ткани, проведение примерки). Руководит работой швеи (объясняет особенности обработки изделия и контролирует качество работы).
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Работа закройщика требует работоспособности, компетентности, аккуратности и добросовестности, благожелательности по отношению к швеям и клиентам.
Медицинские противопоказания: Работа не рекомендуется людям с заболеваниями позвоночника и ног.
Требования к профессиональной подготовке: Закройщик должен иметь специальное профессиональное образование и широкую специализацию (мужская, женская и детская одежда).Уметь шить любое изделие, чтобы показать швее, знать технологическое оборудование и швейное материаловедение.
Пути получения профессии: Получить образование можно в профессиональных швейных колледжах городов Ессентуки, Кисловодск, Пятигорск и Лермонтов.
Родственные специальности: швея, мастер производственного обучения.
Возможности частной предпринимательской деятельности: широкие – от индивидуального пошива, до массового изготовления изделий с целью свободной реализации.
6. Выявление своих индивидуальных характеристик.
С помощью тестов, приведённых в учебнике и самоанализа, я составила свою личностную характеристику.
Наименование качеств личности | Достоинства | Недостатки |
Психические: |
|
|
1. Память | Зрительная, долговременная | Слуховая, кратковременная. |
2. Внимание | Устойчивая концентрация | Переключение и распределение |
3. Мышление | Практическое | Теоретическое |
4. Представление | Пространственное | Абстрактно- логическое |
Характер | Добросовестность, трудолюбие, настойчивость, требовательность | Гордость, обидчивость и самолюбие. |
|
|
|
Темперамент | Флегматик |
|
Способности | Творческие, педагогические, | исследовательские |
Сравнивая свои индивидуальные характеристики и требования к индивидуальным особенностям специалистов археолога, учителя истории и закройщика, я пришла к выводу, что имею качества для овладения всеми тремя профессиями. А значит, на первый план выходят вопросы выбора учебного заведения и практические проблемы.
В данном проекте я рассмотрела схему выбора профессии учителя. Но это не значит, что оставшиеся два варианта можно не учитывать. В следующие два года при успешной учёбе и благоприятном материальном состоянии семьи, я смогу изменить свои профессиональные планы.
7. Профессиональная проба.
Профессиональную пробу по археологии можно провести, изучая любую старинную вещь или предмет, пытаясь идентифицировать её с аналогичными вещами, определить дату её изготовления и связать с историческим периодом. Необходимую информацию для исследования можно найти в справочниках и Интернете.
Работу учителя я имею возможность не просто наблюдать, а даже сравнивать и делать выводы о педагогических приёмах и методах разных учителей.
Профессиональную пробу по работе закройщика можно провести, взявшись шить изделие, под руководством опытного закройщика.
2. На примере этого проекта подумайте какую профессию вы планируете получить и какие возможности у вас есть для этого. Поработайте над вариантом своего проекта (УСТНО)
Успехов в работе, О.Н. Радченко
Комментариев нет:
Отправить комментарий